Техника безопасности
Трудно получить травму, заменяя коврики салона на более симпатичные или устанавливая на панель приборов держатель для мобильного телефона. Однако с
1000
уществует много операций, связанных с тюнингом автомобиля, при выполнении которых существует определенный риск для здоровья. Такие работы требуют осторожности и ответственности.
Информация о некоторых потенциальных опасностях, которые подстерегают вас на тернистом пути специалиста по тюнингу собственного автомобиля, приведена ниже. Мы настоятельно рекомендуем с ней ознакомиться. По меньшей мере, потом вы не будете утверждать, что вас не предупреждали…
Ожоги
Реальная возможность получить ожог — работать в моторном отсеке или под автомобилем, двигатель которого был только что остановлен после поездки. Таким образом, сначала надо дать двигателю и системе выпуска автомобиля остыть. Несложно, не правда ли? В противном случае вы рискуете получить ожог, прикоснувшись к нагретым частям двигателя (в том числе радиатору и патрубкам системы охлаждения) и, особенно, системы выпуска отработавших газов (корпус каталитического нейтрализатора может разогреваться до температуры 300
С).
Пожар
Существует несколько причин, которые могут привести к возгоранию автомобиля. В первую очередь — это расположение больших объемов бензина, а также любых других горючих жидкостей (в том числе тормозной) в непосредственной близости от электрических приборов. А если вы еще и курильщик, эта вредная привычка может стоить вам слишком дорого.
Жидкое топливо огнеопасно. Его пары могут взорваться, поэтому не выполняйте работы, которые могут привести к образованию искры, тем более не курите, если ощущаете характерный запах бензина — верный признак присутствия в воздухе паров топлива.
Не допускайте попадания топлива на горячий (неостывший) двигатель (то же самое относится и к тормозной жидкости, вероятность попадания которой на двигатель при пополнении ее уровня в бачке гораздо больше). Тормозная жидкость опасна еще и тем, что она агрессивна по отношению к лакокрасочному покрытию и полимерным материалам. Если тормозная жидкость все-таки пролилась, ее необходимо смыть большим количеством воды.Промасленная ветошь при определенных условиях может самовозгореться. Поэтому ее следует держать в металлическом ящике с крышкой.
Причиной возникновения пожара может стать и недостаточно серьезное отношение к работам с электрооборудованием автомобиля. Необходимо иметь в виду, что проводка автомобиля рассчитана на определенную электрическую нагрузку. Перегрузка (и, как следствие, перегрев проводов) обычно бывает вызвана подключением чрезмерного количества потребителей электрической энергии. Неизолированные участки проводов и соединений могут стать источником короткого замыкания, искр или перегрева, что, в свою очередь, может привести к возгоранию. Поэтому всегда проверяйте состояние установленного нового электрооборудования, которое может выйти из строя в момент перегорания предохранителей — возможно, сечение проводника оказалось недостаточным и изоляционное покрытие имеет термические повреждения.
Что касается электрооборудования гаража, то в нем желательно иметь сеть низкого напряжения (до 36 В) для выполнения работ на улице, неизолированном полу, в смотровой канаве и т.п.
Работающие механизмы и их движущиеся части
Работающие механизмы, их приводы, лопасти электровентилятора системы охлаждения двигателя могут стать причиной тяжелых травм рук. Впрочем, это относится и к неподвижным элементам автомобиля. Например, пластины алюминиевого радиатора очень острые. При выполнении работ вблизи радиатора желательно работать в кожаных перчатках или прикрыть радиатор куском картона или фанеры подходящего размера.
Подъем и вывешивание автомобиля
Поддомкраченный авт
1000
омобиль может упасть на вас — здесь нет ничего смешного. Это может случиться, если вы используете для его подъема старый изношенный домкрат, а в качестве стационарных опор — кирпичи, обрезки досок или другие подручные средства, прочность и устойчивость которых можно оценить очень приблизительно. Домкрат из набора инструментов, прилагаемого к автомобилю, можно использовать только в экстренных ситуациях при ремонте в дороге с соблюдением всех возможных мер предосторожности.
При работе с машиной в гараже избежать травм помогут исправный подкатной гидравлический домкрат соответствующей грузоподъемности и несколько опорных стоек.
Если вы решились заняться тюнингом своего автомобиля, следует иметь в виду, что тюнинговые работы требуют, по сравнению с обычными ремонтными, больших затрат времени. Дополнительное время может потребоваться на осмотр, подгонку и регулировку устанавливаемого оборудования. Качество работы только улучшится, если вы будете уверены в надежной фиксации автомобиля.
Мы не рекомендуем покупать дешевый подкатной домкрат. Не следует также надеяться на надежную работу домкрата, долго бывшего в употреблении. Если уплотнения гидравлического цилиндра изношены, домкрат не сможет удерживать автомобиль в течение всего времени работы. Исходя именно из этих соображений, для страховки рекомендуется всегда устанавливать под автомобиль опорные стойки.
Подвеска, рулевое управление и тормоза
Работы с подвеской, рулевым управлением и тормозами необходимо выполнять аккуратно и в точном соответствии с указаниями руководства по ремонту автомобиля. Небрежная сборка и недотянутые резьбовые соединения в лучшем случае могут привести к дорогостоящему ремонту машины, в худшем — потери могут быть невосполнимы.
Что можно порекомендовать при выполнении таких работ? Если у вас есть возможность обратиться к опытному автомобилисту или слесарю автосервиса, который мог бы проверить, правильно ли все сделано, — воспользуйтесь ею. Кроме того, следует обращать особое внимание на правильность затяжки ответственных резьбовых соединений — для этого купите или возьмите на время динамометрический ключ.
Следует помнить и о том, что даже правильно выполненный тюнинг подвески автомобиля (как уже было сказано, мы не вмешиваемся в конструкцию рулевого управления и тормозов) может в значительной степени изменить поведение автомобиля на дороге. Причем, не всегда в лучшую сторону. Поэтому лучше потратить несколько дней на то, чтобы заново «познакомиться» со своим автомобилем, и только после этого начать совершать рабочие поездки.
Колеса
Выбор и установка колес также не терпит вольностей. Убедитесь, что колеса, которые вы приобрели, подходят для вашего автомобиля. Подробнее о выборе колес см. Колеса и шины. При использовании с новыми колесами незаводских колесных болтов необходимо убедиться в том, что их длина достаточна для надежной фиксации колеса. Если болты слишком длинные, при вращении колеса они могут задевать за тормозные механизмы (например, за задние барабанные тормоза). Посадочный конус головки болта должен точно соответствовать конусу в отверстии колеса. Если головка болта при затяжке проходит сквозь отверстие в колесе, колесо будет неминуемо потеряно.
Асбест
Асбест может представлять опасность в основном при работе с тормозными механизмами. Источник черной пыли на блестящих легкосплавных колесах вашей машины — накладки тормозных колодок. Эта пыль является продуктом износа колодок и может содержать асбест. В настоящее время ведущие производители выпускают преимущественно безасбестовые тормозные колодки. Однако нет никакой гарантии, что купленные вами тормозные колодки являются именно такими. Поэтому лучше перестраховаться и воспользоваться респиратором. В любом случае, при замене тормозных колодок или тормозного диска старайтесь занять такое положение, чтобы не дышать воздух
1000
ом из рабочей зоны.
Канцерогенные вещества
Отработанные моторное и трансмиссионное масла содержат канцерогенные соединения. По окончании работ замасленные руки следует протереть ветошью, а затем специальным средством для чистки рук (или подсолнечным маслом) и вымыть теплой водой с мылом. Замасленные руки нельзя мыть горячей водой, так как при этом вредные вещества проникнут под кожу. Если вы облили руки бензином, протрите их чистой ветошью и вымойте с мылом.
Отработавшие газы
Даже если автомобиль оборудован каталитическим нейтрализатором, вдыхание отработавших газов может привести к летальному исходу. Отработавшие газы содержат оксид углерода (угарный газ), не имеющий цвета и запаха. Поэтому старайтесь не пускать двигатель автомобиля в гараже, не оборудованном системой принудительной вентиляции. При отсутствии системы вентиляции двигатель можно пускать лишь на короткое время, при этом на выпускную трубу необходимо надеть шланг, имеющий выход на улицу. Соединение системы выпуска отработавших газов со шлангом должно быть герметичным.
При установке элементов системы выпуска убедитесь, что места соединений этих элементов между собой герметичны. Следствием негерметичности системы выпуска может стать также попадание отработавших газов в салон автомобиля.
Инструмент
Для проведения работ по тюнингу необходим базовый комплект инструментов (набор отверток и насадок для них, гаечные ключи, молоток, нож, электродрель, отрезная машинка и т.д.). Весь дополнительный и специальный инструмент, необходимый для выполнения работ, описан в подразделах, касающихся соответствующих видов работ. В некоторых случаях для крепления или регулировки дополнительного оборудования используются винты с головками под ключ типа Torx или шестигранник, поэтому набор соответствующих ключей или головок будет хорошим подспорьем.
По соображениям безопасности, да и ради получения удовольствия при выполнении работы, лучше всегда приобретать наиболее качественный инструмент из того, который вы можете себе позволить.
Если вы вынуждены использовать дешевый инструмент, следует быть готовым к тому, что он может сломаться, не выдержав обычной нагрузки. При поломке инструмента нельзя исключить и вероятность травм.
Не следует также использовать неисправный инструмент: рожковые ключи с раскрывшимся зевом или смятыми губками, отвертки со скругленным или скрученным жалом, пассатижи с незакрепленными пластмассовыми ручками, молотки с плохо насаженными бойками, домкраты с изношенной резьбой винта.
Для защиты рук от порезов и ушибов при выполнении «силовых» операций надевайте перчатки (лучше кожаные). При отворачивании и заворачивании болтов и гаек предпочтительнее тянуть ключ на себя, чем нажимать на него — меньше риск получить травму. По этой же причине не рекомендуется превышать момент затяжки, установленный для данного соединения.
Окружающая среда
Бензин, масла, резинотехнические изделия, пластмассы, тормозная жидкость и пластины отслуживших свой срок аккумуляторных батарей крайне медленно перерабатываются в естественных условиях. Помните об этом и не ленитесь все это правильно утилизировать. Позаботьтесь об окружающей среде, собственном здоровье и здоровье своих детей.
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
В заключение приводим несколько простых правил, соблюдение которых позволит вам получить удовольствие как от результатов работы, так и от самого процесса.
ВСЕГДА
Надевайте защитные очки при работе с электроинструментом.
Следите за тем, чтобы ваши руки, одежда или волосы не находились вблизи движущихся частей механизмов.
Снимайте часы, кольца и другие предметы при работе с электрооборудованием.
Поддерживайте порядок и чистоту на рабочем месте — это снизит риск несчастного случая, а заодно и потери важных деталей.
НИКОГДА
Не пытайтесь сделать работу быстрее и не пользуйтесь для этого небезопасными приемами ее выполнения.
Не используйте поврежденный или неподходящий для выполнения конкретной работы инструмент.
Не позволяйте детям или домашним животным находиться возле машины во время выполнения работы.
Не работайте под вывешенным автомобилем, если в гараже кроме вас больше никого нет.
Жидкое топливо огнеопасно. Его пары могут взорваться, поэтому не выполняйте работы, которые могут привести к образованию искры, тем более не курите, если ощущаете характерный запах бензина — верный признак присутствия в воздухе паров топлива.
Не допускайте попадания топлива на горячий (неостывший) двигатель (то же самое относится и к тормозной жидкости, вероятность попадания которой на двигатель при пополнении ее уровня в бачке гораздо больше). Тормозная жидкость опасна еще и тем, что она агрессивна по отношению к лакокрасочному покрытию и полимерным материалам. Если тормозная жидкость все-таки пролилась, ее необходимо смыть большим количеством воды.Промасленная ветошь при определенных условиях может самовозгореться. Поэтому ее следует держать в металлическом ящике с крышкой.
Причиной возникновения пожара может стать и недостаточно серьезное отношение к работам с электрооборудованием автомобиля. Необходимо иметь в виду, что проводка автомобиля рассчитана на определенную электрическую нагрузку. Перегрузка (и, как следствие, перегрев проводов) обычно бывает вызвана подключением чрезмерного количества потребителей электрической энергии. Неизолированные участки проводов и соединений могут стать источником короткого замыкания, искр или перегрева, что, в свою очередь, может привести к возгоранию. Поэтому всегда проверяйте состояние установленного нового электрооборудования, которое может выйти из строя в момент перегорания предохранителей — возможно, сечение проводника оказалось недостаточным и изоляционное покрытие имеет термические повреждения.
Что касается электрооборудования гаража, то в нем желательно иметь сеть низкого напряжения (до 36 В) для выполнения работ на улице, неизолированном полу, в смотровой канаве и т.п.
Работающие механизмы и их движущиеся части
Работающие механизмы, их приводы, лопасти электровентилятора системы охлаждения двигателя могут стать причиной тяжелых травм рук. Впрочем, это относится и к неподвижным элементам автомобиля. Например, пластины алюминиевого радиатора очень острые. При выполнении работ вблизи радиатора желательно работать в кожаных перчатках или прикрыть радиатор куском картона или фанеры подходящего размера.
Подъем и вывешивание автомобиля
Поддомкраченный автомобиль может упасть на вас — здесь нет ничего смешного. Это может случиться, если вы используете для его подъема старый изношенный домкрат, а в качестве стационарных опор — кирпичи, обрезки досок или другие подручные средства, прочность и устойчивость которых можно оценить очень приблизительно. Домкрат из набора инструментов, прилагаемого к автомобилю, можно использовать только в экстренных ситуациях при ремонте в дороге с соблюдением всех возможных мер предосторожности.
При работе с машиной в гараже избежать травм помогут исправный подкатной гидравлический домкрат соответствующей грузоподъемности и несколько опорных стоек.
Если вы решились заняться тюнингом своего автомобиля, следует иметь в виду, что тюнинговые работы требуют, по сравнению с обычными ремонтными, б
1000
ольших затрат времени. Дополнительное время может потребоваться на осмотр, подгонку и регулировку устанавливаемого оборудования. Качество работы только улучшится, если вы будете уверены в надежной фиксации автомобиля.
Мы не рекомендуем покупать дешевый подкатной домкрат. Не следует также надеяться на надежную работу домкрата, долго бывшего в употреблении. Если уплотнения гидравлического цилиндра изношены, домкрат не сможет удерживать автомобиль в течение всего времени работы. Исходя именно из этих соображений, для страховки рекомендуется всегда устанавливать под автомобиль опорные стойки.
Подвеска, рулевое управление и тормоза
Работы с подвеской, рулевым управлением и тормозами необходимо выполнять аккуратно и в точном соответствии с указаниями руководства по ремонту автомобиля. Небрежная сборка и недотянутые резьбовые соединения в лучшем случае могут привести к дорогостоящему ремонту машины, в худшем — потери могут быть невосполнимы.
Что можно порекомендовать при выполнении таких работ? Если у вас есть возможность обратиться к опытному автомобилисту или слесарю автосервиса, который мог бы проверить, правильно ли все сделано, — воспользуйтесь ею. Кроме того, следует обращать особое внимание на правильность затяжки ответственных резьбовых соединений — для этого купите или возьмите на время динамометрический ключ.
Следует помнить и о том, что даже правильно выполненный тюнинг подвески автомобиля (как уже было сказано, мы не вмешиваемся в конструкцию рулевого управления и тормозов) может в значительной степени изменить поведение автомобиля на дороге. Причем, не всегда в лучшую сторону. Поэтому лучше потратить несколько дней на то, чтобы заново «познакомиться» со своим автомобилем, и только после этого начать совершать рабочие поездки.
Колеса
Выбор и установка колес также не терпит вольностей. Убедитесь, что колеса, которые вы приобрели, подходят для вашего автомобиля. Подробнее о выборе колес см. Колеса и шины. При использовании с новыми колесами незаводских колесных болтов необходимо убедиться в том, что их длина достаточна для надежной фиксации колеса. Если болты слишком длинные, при вращении колеса они могут задевать за тормозные механизмы (например, за задние барабанные тормоза). Посадочный конус головки болта должен точно соответствовать конусу в отверстии колеса. Если головка болта при затяжке проходит сквозь отверстие в колесе, колесо будет неминуемо потеряно.
Асбест
Асбест может представлять опасность в основном при работе с тормозными механизмами. Источник черной пыли на блестящих легкосплавных колесах вашей машины — накладки тормозных колодок. Эта пыль является продуктом износа колодок и может содержать асбест. В настоящее время ведущие производители выпускают преимущественно безасбестовые тормозные колодки. Однако нет никакой гарантии, что купленные вами тормозные колодки являются именно такими. Поэтому лучше перестраховаться и воспользоваться респиратором. В любом случае, при замене тормозных колодок или тормозного диска старайтесь занять такое положение, чтобы не дышать воздухом из рабочей зоны.
Канцерогенные вещества
Отработанные моторное и трансмиссионное масла содержат канцерогенные соединения. По окончании работ замасленные руки следует протереть ветошью, а затем специальным средством для чистки рук (или подсолнечным маслом) и вымыть теплой водой с мылом. Замасленные руки нельзя мыть горячей водой, так как при этом вредные вещества проникнут под кожу. Если вы облили руки бензином, протрите их чистой ветошью и вымойте с мылом.
Отработавшие газы
Даже если автомобиль оборудован каталитическим нейтрализатором, вдыхание отработавших газов может привести к летальному исходу. Отработавшие газы содержат оксид углерода (угарный газ), не имеющий цвета и запаха. Поэтому старайтесь не пускать двигатель автомобиля в гараже, не оборудованном сист
1000
емой принудительной вентиляции. При отсутствии системы вентиляции двигатель можно пускать лишь на короткое время, при этом на выпускную трубу необходимо надеть шланг, имеющий выход на улицу. Соединение системы выпуска отработавших газов со шлангом должно быть герметичным.
При установке элементов системы выпуска убедитесь, что места соединений этих элементов между собой герметичны. Следствием негерметичности системы выпуска может стать также попадание отработавших газов в салон автомобиля.
Инструмент
Для проведения работ по тюнингу необходим базовый комплект инструментов (набор отверток и насадок для них, гаечные ключи, молоток, нож, электродрель, отрезная машинка и т.д.). Весь дополнительный и специальный инструмент, необходимый для выполнения работ, описан в подразделах, касающихся соответствующих видов работ. В некоторых случаях для крепления или регулировки дополнительного оборудования используются винты с головками под ключ типа Torx или шестигранник, поэтому набор соответствующих ключей или головок будет хорошим подспорьем.
По соображениям безопасности, да и ради получения удовольствия при выполнении работы, лучше всегда приобретать наиболее качественный инструмент из того, который вы можете себе позволить.
Если вы вынуждены использовать дешевый инструмент, следует быть готовым к тому, что он может сломаться, не выдержав обычной нагрузки. При поломке инструмента нельзя исключить и вероятность травм.
Не следует также использовать неисправный инструмент: рожковые ключи с раскрывшимся зевом или смятыми губками, отвертки со скругленным или скрученным жалом, пассатижи с незакрепленными пластмассовыми ручками, молотки с плохо насаженными бойками, домкраты с изношенной резьбой винта. Для защиты рук от порезов и ушибов при выполнении «силовых» операций надевайте перчатки (лучше кожаные). При отворачивании и заворачивании болтов и гаек предпочтительнее тянуть ключ на себя, чем нажимать на него — меньше риск получить травму. По этой же причине не рекомендуется превышать момент затяжки, установленный для данного соединения.
Окружающая среда
Бензин, масла, резинотехнические изделия, пластмассы, тормозная жидкость и пластины отслуживших свой срок аккумуляторных батарей крайне медленно перерабатываются в естественных условиях. Помните об этом и не ленитесь все это правильно утилизировать. Позаботьтесь об окружающей среде, собственном здоровье и здоровье своих детей.
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
В заключение приводим несколько простых правил, соблюдение которых позволит вам получить удовольствие как от результатов работы, так и от самого процесса.
ВСЕГДА
Надевайте защитные очки при работе с электроинструментом.
Следите за тем, чтобы ваши руки, одежда или волосы не находились вблизи движущихся частей механизмов.
Снимайте часы, кольца и другие предметы при работе с электрооборудованием.
Поддерживайте порядок и чистоту на рабочем месте — это снизит риск несчастного случая, а заодно и потери важных деталей.
НИКОГДА
Не пытайтесь сделать работу быстрее и не пользуйтесь для этого небезопасными приемами ее выполнения.
Не используйте поврежденный или неподходящий для выполнения конкретной работы инструмент.
Не позволяйте детям или домашним животным находиться возле машины во время выполнения работы.
Не работайте под вывешенным автомобилем, если в гараже кроме вас больше никого нет.