Подготовка деталей к ремонту
После того, как проведена дефектация двигателя и установлено, какие детали следует ремонтировать, необходимо подготовить их к ремонту. Подготовка детали к ремонту — достаточно ответственный этап, не менее важный, чем непосредственно ремонт (обработка) детали. Подготовка предполагает следующее:
1) знание технологий ремонта деталей (см. раздел 9). Практика показывает, что при отсутствии таких знаний надежной работы и высокого ресурса двигателя после ремонта можно добиться только заменой изношенных деталей на новые. Это связано, с одной стороны, с тем, что далеко не на всех специализированных предприятиях, выполняющих ремонт отдельных деталей (коленчатых валов, блоков, головок цилиндров и др.), строго соблюдается технология ремонта. С другой стороны, без знания технологии вряд ли удастся правильно проконтролировать отремонтированные детали. Кроме того, в некоторых случаях контроль деталей после ремонта (например, взаимное положение различных поверхностей) сильно затруднен и требует специальных измерительных средств, в то время как строгое соблюдение технологии ремонта практически исключает какие-либо ошибки или неточность.
2) если мастерская не располагает своим собственным ремонтным оборудованием, необходимо выбрать ремонтное предприятие, имеющее такое оборудование и квалифицированный персонал. Выбирать для ремонта деталей следует известные предприятия, уже работающие длительное время. В некоторых случаях бывает полезно предварительно получить консультации по технологии ремонта, прежде чем отдавать деталь в ремонт. Иногда, если квалификация специалистов или точность используемого станочного оборудования вызывают сомнение, целесообразно предварительно сдать в ремонт аналогичную, но некондиционную деталь, чтобы оценить качество выполнения работ на данном предприятии.
3) каждая деталь, требующая ремонта, должна иметь сопроводительный документ (например, эскиз) со всей необходимой для ремонта информацией. В сопроводительном документе указываются:
поверхности, которые необходимо обработать;
базовые поверхности, по которым осуществляется выверка положения детали перед обработкой;
взаимное положение базовых и обрабатываемых поверхностей (точность выверки положения детали);
способ обработки (растачивание, шлифование, хонингование и т.д.);
размеры обрабатываемых поверхностей (диаметр, длина и т.д.) с указанием точности обработки (допусков размеров). Для коленчатых валов размеры определяются по справочной литературе (см. Приложение 1) с учетом ремонтных размеров вкладышей, поставляемых в запа
1000
сные части. Не следует определять ремонтные размеры, ориентируясь только на размеры шеек вала перед ремонтом, т.к. шейки могут иметь износ, в результате чего ремонтные размеры будут назначены неправильно;
дополнительные требования к обрабатываемым поверхностям (например, их взаимное расположение, биение, эл-пипсность и т.д.);
шероховатость обрабатываемых поверхностей или способ финишной обработки, если это необходимо (полировка, доводка и д.т.);
схема контроля детали после ремонта, контролируемые размеры и параметры.
Рис 8.47. Эскиз обработки гнезда седла клапана
Рис 8.48. Эскиз обработки изношенного корпуса роторного масляного насоса
Рис 8.49. Сопроводительная записка к ремонту коленчатого вала
На рис. 8.47 в качестве примера приведен эскиз обработки гнезда гоповки блока для установки нового седла клапана, на рис. 8.48 — эскиз обработки корпуса масляного насоса, а на рис. 8.49 — сопроводительная записка к коленчатому валу. Практика показывает, что подобные документы позволяют избежать многих ошибок при обработке деталей, а также являются основанием для того, чтобы предъявить претензии к ремонтному предприятию, если ремонт детали выполнен некачественно.
4) некоторые детали перед ремонтом требуют специальной подготовки. Так, у двигателей автомобилей с механической коробкой передач в коленчатом валу может быть установлен подшипник опоры первичного вала коробки передач.
При шлифовании вала подшипник мешает установке центра. В таких случаях, подшипник необходимо выпрессовать, используя специальную цангу (рис. 5.57). Ремонту коленчатого вала может помешать звездочка или шестерня привода, расположенная на хвостовике, а ремонту блока цилиндров — форсунки масляного охлаждения поршней. Они также должны быть сняты.
Базовые поверхности, на которые устанавливается деталь и относительно которых обрабатываются ее рабочие поверхности, должны быть проверены, очищены и исправлены, если они загрязнены или повреждены. Это касается различных плоскостей, на которых могут остаться отдельные фрагменты прокладок, центровых фасок валов и других аналогичных элементов. Далеко не всегда следует рассчитывать на то, что эту работу сделают на предприятии, ремонтирующем данную деталь. Опыт показывает, что даже достаточно квалифицированный специалист (шлифовщик, расточник) может допустить ошибку и обработать деталь, не проверив ее установку в станке, не говоря уж о менее опытных, которые не всегда представляют требования к обработке деталей и, тем более, условия работы детали в двигателе, определяющие эти требования. Учитывая это, наиболее ответственные и дорогостоящие детали, например, коленчатые валы, желатель-
но проверять дополнительно, устанавливая их на базовые поверхности (в центрах). При подобной проверке можно выявить отдельные д
1000
ефекты детали, не обнаруженные при де-фектации (например, у коленчатых валов — деформация хвостовика), а также исправить базовые поверхности, если из-за их повреждения относительно них нельзя обрабатывать деталь (см. раздел 9).
С подготовкой деталей к ремонту достаточно тесно связа- ] на проблема поставки запасных частей. Очевидно, что зака- i зать нужные запасные части для неисправного двигателя можно только после его разборки и дефектации на основании : всех необходимых измерений его деталей. Однако, прежде чем ремонтировать конкретные детали, необходимо быть I уверенным, что все требуемые для ремонта запасные часта удастся приобрести. Например, если для распространенных двигателей не составляет большой проблемы найти вкладыши коленчатого вала и поршневые группы ремонтных размеров 0,75-И ,0 мм, то для редких и новых двигателей может оказаться проблематичным даже ремонтный размер 0,25 мм. Сложности с приобретением необходимых запасных частей могут повлиять на технологию ремонта деталей — например, может потребоваться восстановление сильно изношенных шеек коленчатого вала или пользование цилиндров блока, если запасные части нужного ремонтного размера не выпускаются фирмами-изготовителями запасных частей, не говоря уже о фирмах-производителях автомобилей.
Столкнувшись с подобными проблемами, следует сначала получить запасные части, а только после этого ремонтировать те или иные детали. Хотя это несколько увеличивает сроки ремонта двигателя, но исключает ситуации, когда, например, коленчатый вал уже прошлифован в такой ремонтный размер, вкладыши которого не существуют «в природе».
С другой стороны, при серьезном повреждении деталей даже самое тщательное измерение не может точно ответить на вопрос о том, в какой ближайший ремонтный размер можно обработать данную поверхность детали. Вследствие этого перед заказом запасных частей может потребоваться предварительная обработка наиболее сильно поврежденных поверхностей. Подобные ситуации характерны для цилиндров и шеек коленчатых валов с неравномерным односторонним износом или глубокими задирами.
Для целого ряда широко распространенных моделей двигателей вместо сильно поврежденных дорогостоящих деталей типа коленчатого вала, блока цилиндров, головки блока, шатунов и др. можно приобрести детали, бывшие в употреблении, но еще вполне работоспособные. Однако не стоит торопиться устанавливать их на двигатель — практика показывает, что большинство подобных деталей имеют повреждения и требуют того или иного ремонта. Более того, детали б/у желательно проверять не менее тщательно, чем детали ремонтируемого двигателя. Это связано с тем, что часто неизвестна достоверно причина, по которой данные детали были сняты с двигателя — не исключено, что этот двигатель имел серьезные неисправности или поломки. Тем не менее, даже если детали б/у требуют ремонта, нередко их использование оказывается экономически более выгодным, чем восстановление сильно поврежденных «родных» деталей из-за более высокой надежности двигателя после ремонта и меньших затрат времени и средств на ремонт.